Коньячные истории: как возник легендарный напиток и почему так нравился контрабандистам
Мы выбрали для вас 5 самых увлекательных историй с коньяком в главной роли.
Изобретатель коньяка и рогоносец
Говорят, что технологию производства коньяка открыл французский дворянин Жак де ля Круа Марон. Фанатичный протестант, он прослыл большим храбрецом и яростным воином в бою с врагами веры.
Увлекшись походами, он забыл о жене и однажды застал ее с любовником. Жак выхватил меч и убил на месте обоих. Жизнь воина превратилась в кошмар – его всюду мерещились насмешки других мужчин, а ночью снились кошмары. Легенда гласит, что однажды дьявол явился Жаку и пригрозил, что в аду дважды сварит его тело в кипятке и извлечет его грешную душу.
Месье Марон по-своему истолковал вещий сон и решил дважды перегнать молодое вино на своем винограднике. При перегонке Жак убрал «голову» и «хвост» — начальную и конечную фракции виноградного спирта. В результате у него осталась «душа» вина – коньячный спирт. Выдержка в дубовой бочке спасла и облагородила «душу». Пробовавшие первый коньяк монахи благодарили Создателя за столь чудесный дар.
Коньяк из одесского подземелья
Будете в Одессе, обязательно загляните на Карантинный спуск. Между ветхими домами №3 и №6 сохранился выход туннеля контрабандистов из одесского порта. Сейчас это простой канализационный люк, но старожилы расскажут, что среди ночи здесь сновали тени портовых амбалов с ящиками французского коньяка, вина, мешками кофе, табака, оливкового масла и дорогих колониальных товаров.
Контрабандисты знали на какой риск они идут, но дело было выгодное. Вчерашний одесский босяк за пару месяцев мог заработать, отъесться, приодеться и пригласить за вечерний променад первую красавицу Одессы. И конечно же, выпить бокал коньяка, им же доставленного в Южную Пальмиру.
Коньяк с морского дна
Во времена сухого закона 1920-х гг. Канада стала для США землей обетованной. Жаждущим американцам из Канады доставляли виски и французский коньяк по морю. На случай проверки, к деревянному ящику с алкоголем привязывали мешки с солью и резиновый баллон с воздухом. Если береговая охрана останавливала лодку, то ящики сбрасывали в море. Через некоторое время соль растворялась и баллоны поднимали ящики на поверхность. Их поднимали на борт и везли к берегу.
Береговая охрана хорошо знала про уловку контрабандистов и стреляла прежде, чем те успели сбросить груз в море. К тому же часто баллоны срывались с ящиков или выпускали воздух. Поиски потерянных ящиков в холодной воде заканчивались трагично – кто-то тонул в темных водах, а кто-то на долгие месяцы выбывал из строя из-за переохлаждения.
Обман ради славы
Купец и промышленник Шустов был твердо уверен, что его коньяки из Ереванского завода могли смело посоревноваться в качестве с французскими. Рецептура в производстве ереванского коньяка использовалась оригинальная французская, виноград для перегонки спирта выбирали самый лучший, а вот имиджа у ереванского коньяка не было.
Братья Николай и Василий решили – победителей не судят и для дела можно пойти на небольшой обман. Шустовы набрали группу студентов и дали им задание заходить в популярные заведения и заказывать шустовский коньяк. Деньги на стол, поза дворянина — подавай быстрей, милый человече!
Когда официант разводил руками и говорил, что коньяка Шустова в ресторане нет, то студентам рекомендовалось устроить скандал — «Что ж это у вас за заведение такое!?». Тактика оказалась верной, пристыженные рестораторы выстроились в очередь к Шустову за новым коньяком. «Обман!», — скажете вы. «Коммерческая хитрость!», — ответят современные маркетологи.
Война винолюбов
В 1944 году оккупированная Франция ждала освобождения. Отступающей немецкой армии отдан приказ взорвать все крупные здания винных регионов, мосты и дороги. Это уничтожило бы торговлю винами и коньяком во Франции на многие годы!
Но за несколько дней до отступления, немецкие склады с детонаторами и динамитом взлетели на воздух. В Берлин был отослан рапорт — «Подрыв произвести не можем, так как французское Сопротивление и вражеская агентура уничтожила боеприпасы». Виноградники и производство вин и коньяков было спасено.
После войны виноделы стали искать героев, кто уберег их от разорения. Но оказалось, что подорвать склады со взрывчаткой отдал сам немецкий комендант. Очевидно, он понимал, что все войны рано или поздно заканчиваются, а хороший коньяк должен быть всегда.